Осетины (названия собственные: Желязны, Дигоронцы, Туалаги) — народ Центрального Кавказа, основное население Северной Осетии в Российской Федерации (459,7 тыс., 2010 г.) и Южной Осетии (48,1 тыс., 2015 г.). Они также живут в Турции (37, 2016 г.), Грузии (14, 2014 г.), Узбекистане (9) и Украине (5). Общее количество в мире составляет около 700 000 человек.


Характеристика
В России проживает 528,5 тыс. человек. осетины (2010 г.), в том числе Московской (11,3), Кабардино-Балкарской (9,1), Стараховицкой (7,9) и Краснодарской (4,5), Карачаево-Черкесской (3,1) областей.
Основными субэтническими группами являются иронисты и дигорцы (на западе Северной Осетии).
Выбор семян и подготовка к посеву
Говорят на осетинском языке в иранской группе индоевропейской языковой семьи. Различают два диалекта: иронский (который является основой литературного языка), дигорский. Различия между ними настолько значительны, что к 1937 году дигорский диалект даже считался отдельным языком с особым алфавитом.
Письменность (с 19 века) базировалась на русском алфавите, короткий период (1923-1938) — на латинице. В Южной Осетии первоначально использовали грузинскую графику, но с 1954 года перешли на русскую графику.
Большинство верующих осетин — православные, проникшие в регион в VI и VII веках из Византии, позже из Грузии, а в XVIII веке из России; меньшинство исповедует ислам, перенятый в XVII-XVIII вв. от кабардинцев. Кое-где сохранились языческие верования и обряды.
Как сеять
Этногенез.
- Восстание осетин связывают с аборигенами Северного Кавказа и новыми ираноязычными народами — скифами, сарматами и особенно аланами (с I в. н.э.). Образовавшийся здесь мощный аланский союз заложил основы для возникновения осетинской нации. В XIII веке государство алан было разгромлено монголо-татарами, и аланы были вытеснены на юг с плодородных равнин в горные ущелья Центрального Кавказа.
- На его северных склонах возникли 4 крупных племенных «общества» (дигорское, алагирское, куртатское и тагаурское), а на юге — многочисленные более мелкие «общества», зависящие от грузинских князей. Многие осетины-аланы ушли в Монголию и страны Восточной Европы (их потомки, которых называют Яссами, живут в Венгрии).
- В 1774 г. Осетия добровольно вошла в состав России, после чего часть осетин стала переселяться с гор на земли, пожалованные царскими властями. После 1917 г. произошло массовое перемещение на равнины. В 1922 году в составе Грузинской ССР была образована Юго-Осетинская автономная округа, а в 1924 году — Северо-Осетинская автономная область.
- В 1936 году преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР. В 1990 году была провозглашена Республика Северная Осетия-Алания.
- Традиционные места работы и места жительства
- На равнинах они в основном занимались выращиванием растений (пшеница, кукуруза, просо, ячмень), а в горах — животноводством (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот). Были хорошо развиты отечественная промышленность и ремесла, в т.ч. сукноделие, дубленки, мебель, утварь, резьба по дереву и камню, кузнечное дело, ювелирное дело и вышивка и др.
- Традиционные горные поселения (кау) имели одно- или двухэтажные дома с плоской крышей, небольшими окнами и земляным полом. Первый этаж обычно предназначался для инвентаря, а на втором этаже было много комнат, с обязательной комнатой для гостей (кунаца) и большой столовой, соединенной с кухней. К памятникам традиционной осетинской архитектуры относятся многоэтажные боевые замки (халуаны), жилые двух- и трехэтажные башни, различного рода усыпальницы и языческие святилища.
В Южной Осетии распространены дома с закрытой террасой и шатровой крышей, в которых первый этаж каменный, а второй деревянный. Менее зажиточные осетины жили в плетеных домах, крытых соломой или камышом.
Уход за рассадой
Национальный костюм


Традиционной одеждой осетин для мужчин являются газовая чекешка, бешмет, рубаха, штаны, паранджа и тулупы. Головной убор – бараньи или каракулевые шапки, башлыки и широкополые войлочные шапки. Обувью служили гетры, туфли и чулки из кожи, козьей кожи или сукна. Неизменным аксессуаром мужского одеяния был кинжал.
До 19 века повседневная одежда женщин была практически идентична мужской. Вместе с проникновением элементов русской культуры она становилась более разнообразной. Платье длиной до пят было вырезано по талии с разрезом спереди и длинными рукавами, под ним была шелковая юбка и короткий фартук с широким поясом. К платью пришивали серебро с позолоченными украшениями (нагрудники) и аппликации. Круглый бархатный (свадебный) колпак покрывался легкой ажурной шалью.
Национальная кухня
Пища осетин была похожа на пищу других народов Кавказа. В горах преобладали молочные и мясные блюда, а на равнинах – мучные и овощные. В горах в основном готовили мясо, наряду с молочными блюдами, сыром, фасолью, тыквой, картофелем и капустой. Мясо готовили целиком или крупными кусками. Большой популярностью пользовались шашлыки из баранины без маринования.
Среди молочных продуктов наиболее распространенными были сыр, масло, йогурт и сухие завтраки. Особое место в пищевых рационах занимает кабан, приготовленный из свежего сыра, смешанного с мукой. В Южной Осетии часто готовят лобио, сациви, чахохбили и харчо.
- Самый почитаемый древний напиток осетин – пиво, которое в горах готовили из ячменя, а на равнинах – из пшеницы и кукурузы. Арака, кукурузная водка широко распространена в Южной Осетии.
- По сей день соблюдается национальный застольный этикет: как выбрать тамаду, рассадить гостей, подать еду и раздать мясо среди едоков.
- Народное творчество и фестивали
- Среди разнообразных жанров фольклора выделяется знаменитый эпос о Ски, сообществе античных богатырей. Десятки дикторов поют песни о лыжах в Осетии. Есть также героические песни, легенды, причитания и пословицы.
Интересна инструментальная музыка, в основном представленная танцевальными мелодиями. Среди национальных инструментов встречаются различные виды гуслей, дал-фандыр (двухструнный щипковый), кысын-фандыр (струнный и смычковый), уадынз (свисток), фидиуаг (из бычьего рога), картганан (погремушки), гумсаг ( барабан). Позже стали популярными губная гармошка, балалайка и скрипка.
- Наиболее почитаемыми национальными праздниками осетин являются Хетаджи дзуар (8 июля) в честь святого Хетага – покровителя урожая, путников и воинов, и Джоргуб (последняя неделя ноября) в честь святого Георгия (Устырджи). Этот последний праздник проходит после того, как все работы по сбору урожая завершены. К участию приглашаются соседи, близкие родственники и друзья мужского пола. Старцы молятся св. Ежи, вверяя принимающую семью своей заботе, прося здоровья и счастья младшим и желая им благополучия в наступающем году.
- Выдающиеся осетины
- Среди самых известных представителей осетин в России К.Л. Хетагуров, педагог и писатель, основоположники осетинской драматургии Е. Среди них известные полководцы и Герои Советского Союза И. А. Плиев, И. Г. Хетагуров и К. У. Мамсуров, капитан атомной подводной лодки «Ленин» Ю. С. Кучиев, летчик-рецидивист Х.
- Среди представителей науки и искусства большим уважением пользуются первый осетинский профессор Б.А.Алборов, ученые-лингвисты В.И.Абаев и биохимик Т.Берозов, историк-этнолог Б.А.Калоев, художник М.С.Туганов, скульптор-памятник-композитор С.Д. Тавасиев (памятник Салавату Юле) Газданов, художественный руководитель Мариинского театра В. Гергиев, известный дирижер В. Дударов, народная артистка СССР балерина С. Адырхаева, киноактеры Егор и Вадим Бероевы.
Осетия дала жизнь целой плеяде талантливых борцов Сослава Андиева, Давида Мусулбеса, Арсена Фадзаева, Артура Таймазова – трехкратного олимпийского чемпиона по вольной борьбе, футболиста и тренера Валерия Газзаева, футболиста Владимира Буцаева и многих других.
Осетины в Красноярском крае
- Осетинские чиновники давно недовольны далекой, устрашающей Сибирью. Перепись 1897 г. показала, что в японской губернии проживает всего 25 человек, говорящих по-осетински. В дальнейшем их количество не превышало нескольких десятков человек: в 1920 — 1926 годах их было 60 человек, в 1939 году 100.
- Постепенный рост диаспоры начался только в послевоенное время, достигнув своего максимума в виде почти 2000 человек. человек в конце 1980-х гг.На численность осетин практически не повлияли трудные 1990-е годы прошлого века, когда красноярская община сократилась всего на 6%, а в следующем десятилетии произошло еще 15% сокращение.
- По переписи 2010 года проживает 1493 осетина, четверо из которых прописаны как дигоровцы. Диаспора характеризуется преобладанием мужчин (63%), влиянием урбанизации (87%) и достаточно высоким уровнем владения родным языком (50%). Осетины компактно проживают в городах Норильске (943, 63%), Красноярске (243, 16%) и в Мотыгинском районе.
- Активизация общественной жизни осетинской общины началась в 2010-е годы, когда были зарегистрированы одновременно три национально-культурные автономии: местная «Ир» («Осетинская», 2010 г., председатель З.Г. Джиоев) и областная (2012 г., председатель В. В. Гурьев, с 2017 г. — А. А. Алагов) в Красноярске и еще один местный «Сармат» (2011 г., председатель Р. Т. Кулов) в Мотыгинском районе.
- Лидеры – члены Палаты национальностей Красноярского краевого общественного собрания, Красноярского народного собрания Юга России (председатель В.Гурьев), а молодежное крыло – член краевого Совета национальных молодежных объединений «МИР». «.
- Осетинские организации регулярно организуют памятные мероприятия, празднуют Джеоргубу, принимают участие в Днях культуры народов Кавказа в Красноярском крае. Члены автономии принимают активное участие во всех важных событиях общественно-политической и культурно-просветительской жизни региона, ведут активную работу по включению представителей кавказских народов в общероссийское социокультурное пространство, содействуют созданию бизнеса. и культурные связи между Красноярским краем и Республикой Северная Осетия-Алания.
- По инициативе В.В. Гурьев и при поддержке. Гурьев инициировал и поддержал масштабные культурно-массовые мероприятия в Красноярске, Ессентуках и Владикавказе, направленные на гармонизацию межнациональных отношений между разными национальностями России, получившие высокую оценку как в регионах, так и на федеральном уровне.
- Особенно запомнились сибирякам дни Республики Северная Осетия-Алания в Красноярском крае с участием руководителей обоих регионов, прошедшие в июле 2017 года. За два дня различные выставки, фермы, инсталляции и концерты на острове Татышев посетили более 20 000 жителей и гостей Красноярска.
Заготовка полезного сырья
В исторической летописи Красноярского края немало коренных жителей Осетии. После революции 1905 года Хаджи Гетоев был сослан в иезуитскую губернию, которая в годы гражданской войны была одним из организаторов Красной гвардии в Канском уезде. Сегодня его именем названа одна из улиц Каньски.
Честь красноярской школы вольной борьбы защищал Илья Елбакиев – многократный призер чемпионатов России. Амурхан Битаров, заслуженный тренер России, судья международной категории, также посвятил свою жизнь этому виду спорта.

