2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

3. Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, словесно-логический, интерактивный.

4. Значение темы. обусловлено необходимостью иметь знания и умения по детской ургентной хирургии. Ургентная хирургия детского возраста должна рассматриваться с позиции растущего организма, поэтому имеются особенности в клинической картине, диагностике и тактике лечения у детей с острым аппендицитом.

- общая: ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-11.

- закономерности роста и развития детского организма,

- особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний.

- методы диагностики, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных,

- основные патологические синдромы и симптомы заболеваний,

- международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10),

- диагностические критерии по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний,

- современные диагностические и лечебные технологии в детской хирургии, алгоритмы лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях у детей и подростков, а также при жизнеопасных состояниях,

- алгоритм патогенетической адекватной терапии при основных хирургических заболеваниях.

- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у детей и подростков, принципы профилактики детского и подросткового травматизма.

- собрать анамнез, провести опрос пациента или его родственников, физикальное обследование, оценить состояние пациента для оказания ему медицинской помощи;

- провести первичное обследование систем и органов. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

- и нтерпретировать полученные результаты обследования, сформулировать клинический диагноз с учетом биохимических методов исследования. Знать норму и патологию при различных нозологиях, оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи. Установить приоритеты для решения проблем здоровья больного: критическое состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием.

- поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных для получения достоверного результата, сформулировать клинический диагноз, разработать план консервативного и оперативного лечения, выявлять патологические синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-10, своевременно диагностировать неотложные и угрожающие жизни состояния.

- разрабатывать план мероприятий, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

- при неотложных состояниях определить срочность выведения, путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов или инструментального воздействия, создать условия пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре с целью соблюдения гигиенического режима.

- навыками сопоставления клинических и морфологических данных, правильного ведения медицинской документации,

- навыками постановки предварительного диагноза на основании сопоставления результатов клинических, лабораторных, функциональных исследований,

- алгоритмом развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего) с учетом МКБ-10.

- показаниями для плановой или экстренной госпитализации и оперативного лечения больных в зависимости от выявленной патологии, методами общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,

- алгоритмами плановых, лечебных мероприятий при основных хирургических заболеваниях у детей и подростков; основными лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной;

- методами помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, навыками организации санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в детском хирургическом стационаре..

5. Место проведения практического учебная комната, палаты в стационаре, кабинет в поликлинике, рентгенологический кабинет, перевязочная, операционная, рентген кабинет, процедурный кабинет, смотровая комната.

6. Оснащение занятия: таблицы и слайды, видеокурс, набор рентгенограмм, муляжи, словарь терминов ургентной хирургии, пациенты, негатоскоп.

7. Структура содержания темы .

Хронокарта практического занятия

Этапы практического занятия

Острый аппендицит у детей

История изучения гнойно-воспалительных процессов в брюшной полости берёт свои истоки в глубокой древности. Со времен великого Гиппократа описываются случаи развития гнойников в правой половине живота, однако причинный фактор их был неясен до XIX века.

В 30-х годах XIX века хирург Альберс, видный немецкий ученый совместно с французом Дюпюитреном создали учение о воспалении слепой кишки, как источнике возникновения гнойников в правой подвздошной области. Настоящая теория имела большую популярность в течение всего столетия. Основное место в лечении занимал консервативный метод (покой, холод – местно, опий внутрь). Разрез проводится при наличии флюктуации. Летальность у взрослых составляла 26-30 % (Фитц, 1886), у детей (Матер,1880).

Наряду с этим, уже в 1827 году Мелиер подчеркнул возможность связи илео-цекальных абсцессов с воспалением червеобразного отростка. Он обнаружил на секции его прободение у ребёнка 4 лет и высказался за оперативное лечение. В конце 80-х годов XIX века учение о воспалении червеобразного отростка начинает завоевывать признание большинства врачей. К концу XIX века анализ клинических наблюдений и патологоанатомических исследований позволил признать ведущую роль червеобразного отростка в происхождении воспалительных заболеваний в правой подвздошной области (Турнер Г.И. 1892).

Термин «аппендицит» впервые предложил американский патологоанатом Фитц (1886). Он же описал клиническую картину заболевания и высказался за раннее оперативное лечение. На сегодняшний день считается, что первая аппендэктомия была выполнена Клаудиусом в 1735 году у двухлетнего мальчика с ущемленной грыжей, содержимым которой был перфорированный отросток.

В России первую аппендэктомию у ребёнка трех лет произвел К.П.Домбровский в 1888 году. Аппендицит, как заболевание, перешел в полное ведение хирургов с 1909 года, когда на IX съезде российских хирургов была признанна необходимость аппендэктомии при остром аппендиците в первые 24-48 часов от начала заболевания.

Однако, в начале XX века тактика лечения детей с острым аппендицитом оставалась консервативной, помощь оказывалась врачами-педиатрами. Хирурги привлекались только при тяжелых осложнениях.

Особый вклад в разработку тактики лечения детей с острым аппендицитом внес Т.П.Краснобаев. Он один из первых стал проводить раннюю операцию при аппендиците у ребёнка. Конференция в 1934 году в г.Ленинграде окончательно закрепила эту тактику, что сразу отразилось на снижении летальности у детей от острого аппендицита.

В последние годы достигнуты значительные успехи в диагностике и лечении острого аппендицита в детском возрасте. Летальность от острого аппендицита составляет 0,2%. Однако, в младшей возрастной группе она значительно превышает средний уровень, что связано с диагностическими трудностями и тяжестью и необычностью течения заболевания, обусловленными анатомо-физиологическими особенностями раннего детского возраста.

Источники: http://infopedia.su/10x8803.html