Воспитание ребенка младшего школьного возраста Период школьного обучения – это новый этап формирования личности ребенка, ставящий перед собой специфические задачи. Процесс воспитания детей школьного возраста должен ориентироваться на возрастные особенности ребенка и уровень его развития. Различают три основных периода школьного возраста:

  • Младший школьный возраст (7-9 лет);
  • Средний (подростковый) школьный возраст (10-15 лет);
  • Старший школьный возраст (16-17 лет).

Каждый из них требует отличного подхода со стороны родителей и учителей к ребенку.

Воспитание детей младшего школьного возраста

В 6-7-летнем возрасте ребенка ожидает одна из самых крупных перемен в его жизни – он становится школьником. Переход на данный этап его развития связан с существенными изменениями в его привычной деятельности, укладе жизни, распорядке дня, характере общения, привычках, что всегда сопряжено с определенным стрессом. Ожидается, что сразу после выпуска из детского сада ребенок автоматически станет более усидчивым, ответственным и работоспособным, однако, данное ожидание имеет мало общего с действительностью.

В младшем школьном возрасте нервная система ребенка только развивается, продолжая совершенствоваться: оттачивается работа больших полушарий головного мозга, улучшаются аналитическая и синтетическая функции коры головного мозга, постепенно устанавливается психика школьника – однако, ее деятельность пока неустойчива. Ребенок 6-8 лет отличается неорганизованностью и разбросанностью. Несмотря на то, что его мозг в этом возрасте необычайно пластичен, мышление школьника имеет преимущественно эмоционально-образный характер и только совершает переход к абстрактно-логическому.

Поэтому воспитание детей в начальной школе сводится в первую очередь к формированию культуры внимания, а также сглаживанию периода адаптации для более успешного и безболезненного перехода ребенка на новый уровень. Задача педагога в воспитании школьников – поддержать стремление детей учиться, узнавать новое, развивать свои способности с помощью системы поощрений и без злоупотребления наказанием и порицанием. Воспитание детей в этом возрасте должно быть направлено не на углубленное изучение отдельных дисциплин, а на приобретение разносторонних знаний в гуманитарных и естественных предметах, в искусстве. Занятия спортом в школе призваны компенсировать пассивность, обычно присущую жизни в городе.

Однако основная ответственность за воспитание детей младшего школьного возраста и организацию рабочего процесса лежит, прежде всего, на родителях учащегося. Они (чаще всего мама) формируют режим дня, определяя время для подготовки уроков, помощи по дому, посещения кружков, общения с друзьями. Воспитание семилеток в обязательном порядке должно предусматривать также свободное время для ребенка, в которое он может заниматься привычными для себя делами. Соблюдение режима играет важную роль в воспитании детей в начальной школе, когда распорядок дня гармонично сочетает в себе физическую и учебную нагрузки, а также отдых, сохраняя последовательность действий день ото дня, организм ребенка быстро подстраивается под ритм деятельности, новоиспеченный ученик «втягивается» в процесс и становится в состоянии самостоятельно планировать свой день.

Важным моментом в воспитании детей младшего школьного возраста после того, как у них сформируется привычка ходить в школу и готовить уроки, является выполнение посильных обязанностей по дому, которые формируют у ребенка навыки самоорганизации, дисциплины, да и просто не позволяют ему вырасти лентяем.

Воспитание детей школьного возраста в подростковый период

Процесс воспитания школьников-подростков осложняется особенностями их физиологического развития. Гормональная перестройка, нестабильное кровоснабжение головного мозга приводят к повышенной возбудимости нервной системы, ухудшению успеваемости. Кроме того, в процессе воспитания детей в школьном возрасте 10-15 лет учителя часто сталкиваются с проблемами гипертрофированной самостоятельности, смены авторитетов, негативизма, что требует от педагогов и родителей поиска несколько иных подходов к подростку.

Воспитание ребенка младшего школьного возраста В этот период круг интересов школьника существенно расширяется, поиски новых ориентиров, повышенная эмоциональность, юношеский максимализм предоставляют возможности для воспитания у подростков стремления к подражанию героям, самовоспитанию, совершению значимых поступков. Особое значение для школьников приобретают взаимоотношения в коллективе, поэтому программа воспитания детей школьного возраста в данный период должна сочетать в себе виды деятельности, охватывающие как учебную, так и внеурочную сферы жизни подростков.

В возрасте 16-17 лет противоречия, появившиеся в характере школьников ранее, постепенно сглаживаются, формируются индивидуальные черты характера и формы поведения, круг интересов и общения со сверстниками. Воспитание детей школьного возраста в данный период должно осуществляться педагогом, пользующимся у подростков доверием и уважением, с целью передачи подрастающему поколению нравственных и культурных основ, которые позволят им найти свое место в жизни.

Источники: http://pigulka.ru/stati-o-detjah/6536-vospitanie-detej-shkolnogo-vozrasta.php